Взрослая социальная сеть
Текстовая версия форума
Знакомства для секса Регистрация


Александр Вертинский

Текстовая версия форума: Шансон | Барды | Авторская Песня



Полная версия топика:
Александр Вертинский -> Шансон | Барды | Авторская Песня


Страницы: [1]

Иероним
Александр Вертинский


Александр Вертинский

– очень многогранная личность: и актёр, и автор-исполнитель своих песен, и эстрадный шансонье, и поющий поэт – родоначальник авторской песни в нашей стране.

Краткая биография

Александр Николаевич Вертинский родился 21 марта 1889 года, в Киеве. Его отец занимался адвокатской и журналистской практикой. Брак Николая Вертинского с матерью Александра, Евгенией Сколацкой, не был
оформлен, так как первая жена не дала ему развода. В пять лет Александр остался сиротой – сначала внезапно умерла его мать, потом слёг от тоски с быстро развившейся чахоткой его отец. Мальчик был передан
на воспитание одной из своих тёть.

В детстве Александр учился плохо, из-за чего сначала был переведён из одной гимназии в другую, а затем и вообще исключён. В подростковом возрасте он становится другом дома Софьи Зелинской, преподавательницы
гимназии, у неё общается с целым созвездием знаменитостей – Николаем Бердяевым, Михаилом Кузминым, Марком Шагалом, Натаном Альтманом. Под их влиянием Александр пробует заниматься литературой,
артистической деятельностью, но первое его выступление проваливается из-за внезапно обнаружившегося страха перед аудиторией.

К двадцати годам Александр кем только не работал: продавцом открыток, грузчиком арбузов, корректором в типографии, помощником бухгалтера в гостинице. Решив найти применение своим талантам, пока не совсем
понятным даже ему самому, Александр уезжает в Москву.

В Москве Александр занимается в нескольких любительских литературных и театральных кружках, ставит спектакль по произведениям Александра Блока «Роза и Крест», становится вольным слушателем Московского
университета. Зарабатывает на жизнь уроками сценического мастерства, которые даёт «купеческим дочкам». После знакомства с футуристами, Вертинский перенял их манеру шокировать окружающих своим внешним
видом – он выходил на улицы в куртке с помпонами вместо пуговиц, набелённым лицом, моноклем в глазу и так далее.

Первую свою актёрскую работу Вертинский получил в театре Марии Арцыбушевой – она сама предложила ему попробоваться на актёрском поприще, а когда он спросил её о том, сколько он будет получать… «ни о
каком жаловании не может быть и речи, но… в три часа мы садимся обедать. Борщ и котлеты у нас всегда найдутся. Вы можете обедать с нами…»

В 1912 году Александр начал сниматься в кино, и к 1918 году успел поучаствовать во многих русских немых кинолентах в эпизодических ролях.

В 1913 году Вертинский пытался поступить в Художественный театр, но провалился на последнем этапе, войдя в «пятёрку лидеров». Станиславскому не понравилось, что он картавит…

В начале Первой мировой войны Вертинский служил в санитарном поезде, который, впрочем, вскоре расформировали. В 1915 году Вертинский вернулся в Москву.

В конце 1915 года к Вертинскому приходит слава – именно тогда он предложил Арцыбушевскому театру свой номер «Песенки Пьеро», с которым затем его приглашали и другие известные театры.

Приняв Февральскую революцию, Вертинский бежит от Октябрьской. В ноябре он даёт последние концерты в Москве и уезжает с гастролями на юг, последние концерты даёт в Севастополе, после чего уезжает за
границу, о чём начинает жалеть практически сразу же. Попав в Турцию, покупает паспорт на имя греческого гражданина Александра Вертидиса – тем самым он исключил себя из категории «русских эмигрантов»,
мог свободно ездить по миру и работать в различных странах, что он и делал.

Сначала Вертинский отправился в Румынию, но был там сочтён «советским агентом», поэтому он уехал в Польшу, где жил с 1923 по 1927 годы, много выступал в этот период, побывал с гастролями в Австрии,
Венгрии, Германии. В это же время женился в первый раз на еврейской девушке Рахиль, которая при регистрации брака была записана как Ирен Вертидис. Они быстро разошлись.

С 1927 года Вертинский живёт во Франции. Осенью 1934 он отправляется на гастроли по американским городам. В США ему предлагают снять фильм о его судьбе – препятствием стала необходимость знания
английского языка. Прекрасно говоривший по-французски и по-немецки, Александр терпеть не мог английскую речь. Фильм не состоялся.

После Франции Вертинский отправляется в Китай, где остаётся на восемь лет. Там он встретил свою вторую жену, Лидию Циргава, там у него родилась первая дочь. И там же он впервые попал в тяжёлые
финансовые условия. Работая в двух местах, чтобы прокормить семью, он каждый день выкупал из ломбарда свой фрак и каждый день нёс сдавать его обратно.

Основной аудиторией Вертинского за рубежом были российские эмигранты. Среди знаменитых иностранцев, посещавших его концерты, были: король Густав Шведский, Альфонс Испанский, принц Уэльский, Вандербильты,
Ротшильды. Шаляпин называл Вертинского «великим сказителем земли русской».

Уже с начала 20-х годов Вертинский предпринимает попытки вернуться на Родину, обращается с этой просьбой к Луначарскому, во время его зарубежной поездки, но получает отказ. Несколько раз он повторял
эту просьбу – и столько же раз получал отказ. Только в 1943 году просьба Вертинского была удовлетворена, после письма, написанного на имя В.М. Молотова. После 23 лет эмиграции Вертинский с женой,
тёщей и маленькой дочерью приехал в СССР. Сразу после возвращения он начал выступать перед ранеными бойцами, давал по 24 концерта в месяц.

После окончания войны продолжил сниматься в кино: «Анна на шее», «Заговор обречённых» (получил за него Сталинскую премию), «Великий воин Албании Скандербег»…

На Родине у Вертинского родилась вторая дочь. Обе – Анастасия и Марианна – унаследовали от отца актёрский талант, стали замечательными актрисами, хотя Александр Вертинский не хотел для них такой судьбы,
считая, что актёрский хлеб слишком труден и нестабилен.

В конце жизни Вертинский начал писать мемуары: книгу «Четверть века без родины», рассказы «Дым», «Стёпа», книгу «Дорогой длинною…» Последняя осталась незаконченной.

Александр Николаевич Вертинский умер 21 мая 1957 года в Ленинграде.



Иероним
Познакомимся последовательно с его творчеством

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ

Александр Вертинский

На своем портрете, подаренном Александру Вертинскому, Ф.И. Шаляпин написал: «Сказителю Земли Русской Александру от странника Феодора». Написано это было в 30-е годы, и могло звучать как итоговая оценка.
Однако для Александра Вертинского подводить итоги было еще рановато.


«Мальчик-пай»?

Александр Вертинский

Наверно, многим современным слушателям некоторые ранние песенки и «ариетки» Александра Николаевича Вертинского могут показаться манерными, вычурными и какими-то… невсамделишными. Между тем, в них
отразился не только вкус давно ушедшей эпохи, но и некоторые обстоятельства биографии исполнителя, которые тоже можно назвать и вычурными и показательными для его времени.
Александр Николаевич Вертинский родился в 1889 году в семье киевского частного поверенного. Эмблемой индустриального будущего в тот год над Парижем воздвиглась Эйфелева башня, а в тихом
провинциальном Киеве все еще доживали свой век нравы и предрассудки уходящей эпохи.
Вертинский родился как дитя свободной любви: его родители состояли в гражданском браке. Он и его сестра Надя не имели никаких юридических прав.

Когда Вертинскому исполнилось три года, мать его умерла, и Сашу с Надей разобрали по семьям родственники. На все вопросы о родителях тетка, воспитывавшая Сашу, отвечала одно: «Твой отец – подлец!»
Почему-то она уверила Сашу, что Надя погибла. Спустя двадцать лет Александр обнаружил ее в качестве звезды провинциальной опереточной труппы.
Чем не сюжет для его очередной сентиментальной и грациозной «песенки»?
Между тем, сюжеты плодила вокруг него жизнь в изобилии, даже, пожалуй, излишне щедром. Предоставленный себе, он плохо учился. Из второго класса гимназии Вертинский был исключен и образование
завершал на улице. Широкий и избитый путь в босяки, как будто, уже открылся ему. Но Вертинского спасло обостренное чувство прекрасного, которое потом приобрело черты полуиронического, полукомичного
(может быть?) эстетизма.
Ему, как ни странно, повезло и с окружением: он стал вхож в дом Софьи Николаевны Зелинской, – кстати, она была женой брата Луначарского. В ее салоне Вертинский познакомился с восходящими звездами
русской культуры нового века: Н. Бердяевым, М. Кузминым, М. Шагалом, Н. Альтманом.
Это было время увлечения декадансом. Оскар Уайльд и герой его романа были кумирами молодежи. По вечерам Вертинский появлялся в кабачке во фраке (купленном по случаю) с фиалкой в петлице и тянул
дешевое вино, участвуя в спорах местной богемы. Днем – разгружал арбы с арбузами, чтобы иметь гроши «подендировать» вечером.

Юность в Киеве

С 1912 года об Александре начали уже поговаривать как о подающем надежды молодом литераторе, - небольшие киевские газеты и журналы охотно печатали написанные в модной, декадентской форме, рассказы
Вертинского. Но для существования приходлось браться и за любую другую работу. Молодой Вертинский побывал бухгалтером в Европейской гостинице (откуда был скоро уволен за неспособность), продавал открытки,
грузил арбузы и т.д. Иногда удавалось устроиться статистом в театр. В доме Софьи Николаевны Зелинской, преподавательницы женской гимназии, очень умной и образованной женщины, собирался весь цвет
интеллигенции Киева - множество интересных людей: поэты Кузьмин, Владимир Эльснер и Бенедикт Лившиц, художники Александр Осмеркин, Казимир Малевич, Марк Шагал, Натан Альтман, Золотаревский, и
главное - много талантливой молодёжи.

Перепробовав множество ремесел в поисках заработка, Александр продолжает писать - то в дешевую театральную газетку-программку, то в захудалую провинциальную газету...

Наконец, скопив пять рублей, он отправился покорять Москву.

Котлеты в качестве гонорара и… дальнейшее падение ангела

Александр ВертинскийАлександр Вертинский

В Москве Вертинский пытается поступить в школу Художественного театра. Но его отчаянное грассирование ломает и этот план.
Он сходится с футуристами Маяковским и Бурлюком, – но что толку? Денег, как и перспектив, нет, как нет.
Наконец, хозяйка Арцыбушевского театра предлагает ему сделать номер для ревю в ее заведении. В качестве гонорара фигурируют борщ и котлеты за ее обеденным столом.
Вскоре Вертинский выходит на сцену в белом балахоне Пьеро, при мертвенном «лунном» свете и исполняет несколько своих номеров. И – чудо свершилось! – он замечен прессой и публикой.
«Остроумный и жеманный Александр Вертинский» (отзыв тогдашнего рецензента) нашел ли свое время, или время нашло его, – но образ печального, лукавого и изысканного паяца очень точно выразил дух
эпохи, полной тревожных предчувствий в поисках новых форм жизни и искусства. Хрупкость, эфемерность индивидуального существования (все равно, беспечного ли или, чаще, трагического) – вот основной
пафос его «ариеток».
Был 1913 год, – канун «неслыханных перемен, невиданных мятежей»…
Начинался не календарный, а настоящий, исторический XX век.

Юность в Москве

Александр Вертинский

В Москве появляется много новых знакомых. Сюда приезжает его сестра, актриса, Надя. Они поселились вместе в Козицком переулке, в доме Бахрушина. Кстати, как ни странно, вернувшись на Родину из эмиграции
Вертинский получит квартиру в том же доме, только в другом подъезде. Александр выступает в разных кружках - то литературных, то драматических, даже ставил какую-то блоковскую пьесу. В это время он первый
раз понюхал кокаин и пристрастился к нему.

Вскоре Вертинский попадает в театр миниатюр, который держала Марья Николаевна Арцыбушева с мужем Юрием Константиновичем в Мамоновском переулке по Тверской. Вспомнив о своих поэтических способностях,
он решил написать острые пародии на злобу дня: "Танго", "Фурлана", "Теплый грех". Эти номера принесли первый успех, и если начиная работать в театре Александр получал символическую плату:
"борщ и котлеты", - то теперь уже ему было положено жалование двадцать пять рублей в месяц. Но увы... деньги эти шли главным образом на покупку кокаина.

В сентябре 1913 года он сдавал экзамен в Московский Художественный театр на прием статистов, но не был принят.

Началась война. Александр попал на санитарный поезд, начальником которого был граф Никита Толстой. Весь 1914-й и 1915-й он провел, работая "как зверь", в поезде. Лишь в начале 1916 года поезд был
расформирован, Александр вернулся в Москву, и опять завертелся в богеме. Вскоре он узнал о смерти своей сестры от передозировки кокаина. Сам он к этому времени уже справился с этой пагубной привычкой.
Однако, сестра Надя была для него единственно близким человеком во всей Москве...

В России началось новое течение в искусстве, известное под названием футуризма. Для Александра это было превосходным средством обратить на себя внимание. В одном из кружков он познакомился с Маяковским.

Это сообщение отредактировал Иероним - 22-07-2009 - 23:50
Иероним
Александр Вертинский

Расцветают новые формы искусства: организуется одна из первых российских киностудий – «Акционерное общество А. Ханжонкова». Вертинский становится киноактером, и довольно успешным.
Как раз в это время решили снимать фильм по рассказу Л.Н. Толстого «Чем люди живы». По сюжету фильма, голый ангел должен был упасть с крыши сарая в снег. Знаменитый И. Мозжухин наотрез отказался
рисковать собой, и тогда «на азарте» его взялся заменить Александр Вертинский.
После съемки Вертинского отпаивали коньяком в крестьянской избе. А хозяйка все сокрушалась, что бессовестные люди догола раздели упившегося «сердечного», – креста на ворах не стало!
За пребывание в шкуре ангела и общий риск Вертинский получил сто рублей.
Мало кто знает, что «открыл» первую звезду немого русского кино Веру Холодную – он, Александр Вертинский. Он первый заметил в скромной жене прапорщика демонически красивую женщину. И влюбился в
нее пылко и безответно.
Памятником этого увлечения стали его едва ли не самые популярные и сейчас романсы: «Ваши пальцы пахнут ладаном…», «Маленький креольчик», «За кулисами».

«Ваши пальцы пахнут ладаном…»
(Вере Холодной)



Александр Вертинский





Это сообщение отредактировал Иероним - 23-07-2009 - 00:08
Иероним
Александр Вертинский

«За кулисами»
(Вере Холодной)



Александр Вертинский





Это сообщение отредактировал Иероним - 23-07-2009 - 00:13
Иероним
Война. Революция

Александр Вертинский

Персонажи ариеток и песен Вертинского тех лет – чуть преображенные фантазией реальные люди, реальные судьбы. И образ распятой кокаином проститутки на бульварах Москвы – образ вполне реальный.
Вертинский и сам увлекался богемным образом жизни, пряными цветами декаданса. Кокаин был сильнейшим допингом в его творчестве. Однажды он проснулся, выглянул в окно: весь подоконник, как от снега,
блестел от пузырьков из-под кокаина.
Вертинский понял, что нужно спасаться, нужно срочно уехать из этого гиблого места. Время указало направление бегства: фронт. Уже вовсю шла первая мировая война.
Александр Вертинский становится медбратом в санитарном эшелоне. После перевязок он развлекает раненых выступлениями, пришив к белому халату помпоны. Раненые называют его «брат Пьеро».
Это была большая и печальная жизненная школа. Вернувшись с фронта, он для своего выступления заказывает новый наряд Пьеро, – черного цвета.
В нем он дебютирует в Москве 25 октября 1917 года…


Революцию Вертинский сначала принял как великое обновление. Но вскоре начались расстрелы, обыски и аресты, был подавлен мятеж юнкеров в Москве.
Павшим в нем «мальчикам» посвятил «сказитель Земли Русской» свой лучший (далеко не утративший актуальность!) романс:

Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожащей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой…

И никто не додумался просто стать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги – это только ступени
В бесконечные пропасти к недоступной Весне!..

14 ноября 1920 года Александр Вертинский покинул Россию. На одном с ним корабле страну покидал и разобиженный Деникиным барон Врангель…

Прощание с Родиной

Александр ВертинскийАлександр Вертинский

Все 1917 и 1918 годы Вертинский много гастролировал в разных городах: Одесса, Ростов, Екатеринослав, бывал на Кавказе и в Крыму. Его возили то Леонидов и Варягин, то Галантер и Гросбаум, иногда он ездил
со своим театриком Марии Николаевны, иногда сам договаривался с каким-нибудь театром миниатюр и пел отдельным номером. Где-то в эот период Вертинский меняет костюм Пьеро на фрак.

Между тем контрреволюция поднимала голову. Формировалась белая армия. В Москве жить становилось все труднее. Советская власть никого не удерживала, и Вертинский решил уехать в Киев. Никто тогда не знал,
что с Москвой он расстается на целых двадцать пять лет. Из Киева Вертинский попадает в Харьков, где дает множество концертов и знакомится с актрисой Валентиной Саниной. Из Харькова Вертинский попадает в
Одессу. Здесь с ним произошёл запоминающийся случай. Однажды ночью его поднял с постели белогвардейский офицер и отвёз в походный вагон генерала Слащёва. Рядом с генералом как обычно находился юнкер
Ничволодов или Лида, его любовниц, делившая с ним походную жизнь, участница всех сражений, дважды спасшая ему жизнь. Все в вагоне нюхали кокаин. Привезли артиста только для того, чтобы услышать одну
единственную песню: "То, что я должен сказать".

Вскоре события гражданской войны приводят Вертинского в Севастополь, откуда он переправляется в Константинополь на корабле бегущих от Красной Армии белогвардейцев.

"То, что я должен сказать"





Это сообщение отредактировал Иероним - 23-07-2009 - 17:19
Иероним
Война. Революция - это было несколько позже. Остановимся на начале творческого пути.
Первые громкие успехи Александра Вертинского относятся к 1913- 1914 годам. Юноша, пытавшийся стать драматическим актером, пробовавший писать стихотворения и рассказы и даже печатавший свои литературные опыты в киевских газетах и журналах, вдруг начал выступать в концертах с песенками собственного сочинения и быстро прославился. Никто не думал тогда, что успех Вертинского окажется длительным. Но постепенно его песенки завоевывали все большую популярность.


Александр Вертинский

Перед началом первой мировой войны и в годы войны Вертинский давал уже сольные концерты и гастролировал в крупнейших городах России. Слава его ширилась. Настроения, которыми окрашены были «ариетки» Вертинского, оказывались созвучными настроениям его аудитории.


Александр Вертинский

Вертинский был совершенно чужд казенному патриотическому воодушевлению и бодряческому духу, которым пытались заразить своих читателей тогдашние верноподданнические газеты. Его песни звучали меланхолично, томно и мечтательно.


Александр ВертинскийАлександр ВертинскийАлександр ВертинскийАлександр Вертинский

Подлинной находкой молодого певца явилась необычная форма «ариетки»: маленькие песенки обладали сюжетной законченностью новеллы, сжато и выразительно рассказывали о судьбах сбившихся с пути девушек, о их ненадежных и случайных спутниках, о жестокости больших городов и неизбежности гибели.


Александр Вертинский

Мотивы обреченности, покорности судьбе сливались с мечтами о какой-то иной, незнаемой, далекой и красивой жизни. Безрадостной и серой современности противопоставлялась пышная и многоцветная экзотика: «лиловые негры», попугаи, «плачущие по-французски», маленькие креольчики, роскошные яхты и «притоны Сан-Франциско» пленяли воображение слушателей. Пленяла их и манера Вертинского.


Александр Вертинский

Он тогда выступал в костюме Пьеро, с набеленным лицом, резко подведенными бровями и умел быть одновременно и грустным, и ироничным, и мечтательным, и насмешливым. Писатель Юрий Олеша впоследствии вспоминал: «Это было оригинально и производило чарующее впечатление».

1915 "Ах, солнечным, солнечным маем.. " (Минуточка) Вертинский А.



Иероним
1916 "Ночью на кладбище строгое... " (Безноженка) Вертинский А.


Александр Вертинский



Иероним
1916 "Где Вы теперь, кто Вам целует пальцы... " (Лиловый негр) Вертинский А.


Александр Вертинский



Семёныч



Одна из сильнейших песен Вертинского. К величайшему сожалению у меня нет этой песни в авторском исполнении. Я выложу эту песню на военных песнях...
Иероним
Песня "То, что я должен сказать" ("Я не знаю зачем, и кому это нужно…")Октябрь 1917
занимает особое место в поэзии А. Вертинского, знаменуя собой поворотный момент его творчества. Однако о потрясении основ художественного мира говорить не приходится. (Или с теми же оговорками, как о "реализме" А. Блока, чей узкокружковый мистический символизм, очевидно, не сошел на нет, а приобрел иной характер). По "реалистической" канве А. Вертинский прокладывает знакомые "театральные" узоры.
Автор-лирический герой словно сам "отпевает" убитых: ведь юнкеров хоронят "молча" ("Осторожные зрители молча кутались в шубы…"), "священник" же присутствует только номинально, "по этикету". Ассоциации с заупокойной молитвой подкрепляются аллюзией:

Опустили их в Вечный Покой! -

на первые слова церковной службы. Таким образом, А. Вертинский, как и большинство художников того времени: А. Блок, М. Булгаков, М. Цветаева, И. Шмелев и т.д., проецирует события "окаянных дней" в вечность. Слепота и беспомощность человека перед враждебными силами бытия - так можно "прочесть" ряд умолчаний первой строфы:

Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть…

Живые, по А. Вертинскому, выглядят "зрителями" этой бессмысленной трагедии. Их трусливая "осторожность" подмечена с едким сарказмом. Но узнаваемая антитеза "святые воины-мученики / предатели"





Это сообщение отредактировал Иероним - 26-07-2009 - 21:13
Иероним
1916 год
И хронологически, и типологически творчество А. Вертинского принадлежит эпохе серебряного века. Это подтверждает не только наличие в его репертуаре песен на стихи современников - А. Блока, А. Ахматовой, Г. Иванова, В. Маяковского, И. Северянина и др., - а также явные и скрытые переклички с поэзией начала века в оригинальных текстах.
Показательно "футуристическое" самоопределение начинающего артиста, все равно - действительное или постфактум. Важен не самый факт той или иной теоретико-литературной устремленности (пока не обнаружено ни одной подписи А. Вертинского под какими-либо манифестами), а пафос принадлежности к новому искусству: концептуальная установка на эпатаж, театральность.
"Я просиживал там (в киевском кабачке) дни и ночи - долговязый, презрительный и надменный, во фраке, всегда с живым цветком в петлице, снобирующий все и вся. Я эпатировал буржуа!"
"Мы, богема того времени, - были напичканы до краев "динамитом искусства", мы могли сказать новое. Но нас никуда не пускали и не давали высказаться". "Еще до войны в России началось новое течение в искусстве, известное под названием футуризма. В переводе это означает "искусство будущего". Прикрываясь столь растяжимым понятием, можно было в конце концов делать все что угодно. Для нас - молодых и непризнанных - футуризм был превосходным средством обратить на себя внимание.
Мы, объявившие себя футуристами, носили желтые кофты с черными широкими полосками, на голове цилиндр, а в петлице деревянные ложки. Мы размалевывали себе лица, как индейцы, и гуляли по Кузнецкому, собирая вокруг себя толпы. Мы появлялись в ресторанах, кафе и кабаре и читали там свои заумные стихи, сокрушая и ломая все веками сложившиеся вкусы и понятия".
И новый поворот темы - в письме Льву Никулину: политическая апология русского модернизма как оправдание собственного творческого пути, кровно с ним связанного: "Мы голодали, ходили в рваных ботинках, спали закокаиненные за столиками "Комаровки" - ночной чайной для проституток и извозчиков, но… не сдавались! Пробивались в литературу, в жизнь! Ходили в желтых кофтах по Кузнецкому, в голову нам летели пустые бутылки оскобленных буржуев, и Володькина (Маяковского) голова была мною спасена в "Бродячей собаке" в Петербурге, ибо я ловил бутылки и бросал их обратно в публику! Было время - горячее, страшное, темное. Мы жили "вслепую к свету" - сами еще не зная ничего, что сегодня нам так ясно разъяснил марксизм и ленинизм! <…> мы были интуитивно с большевиками…".
"Новое" искусство А. Вертинского - яркое воплощение в высшей степени характерного для стиля эпохи художественного синтеза. Идея синтеза тогда "…буквально "носилась в воздухе", побуждая к творчеству не только художников, но и философов, и представителей других областей знания". Обнимая все сферы культуры, синтез "…вовсе не обязательно проявлялся… в том преломлении, которое характерно для художников символистских кругов".
А. Вертинский не работал в жанре песни как таковой. Каждый номер его "программы" являл собой нерасторжимое единство поэтического, музыкального, живописного и эстрадно-театрального искусств. "Фирменным знаком" раннего А. Вертинского стала, как мы уже сказали, маска Пьеро. Нет нужды распространяться, насколько популярны и даже модны были мотивы commedia dell arte на рубеже веков (не только в России). Мы встретим их у поэтов А. Блока, А. Белого, В. Брюсова, др., художников А. Бенуа, К. Сомова, Н. Сапунова, П. Сезанна, П. Пикассо, режиссеров-постановщиков Вс. Мейерхольда, М. Фокина и многих других. "Печальный Пьеро" А. Вертинского не был расчетливым копированием этого образа в надежде на успех. Критики могли называть (и называли) его "декадентом", ощущая в нем эстетизм, характерное для декадентства состояние "скорби" и безысходности, но отнюдь не "подражателем".
Но главное не то, что А. Вертинский создал собственный вариант этого образа - маска была необходима артисту как крайне важный элемент жанра, своего рода "внутренняя форма" его произведений.
Условность маски как нельзя лучше отвечала условности искусства А. Вертинского, иронического по сути.


1916 "Спи, мой мальчик милый, за окошком стужа... " (Снежная колыбельная)





Это сообщение отредактировал Иероним - 27-07-2009 - 00:10
Иероним
К сожалению не нашел в исполнении Вертинского А.

1916 "Что Вы плачете здесь, одинокая, бедная деточка... " (Кокаинетка) Вертинский А.


Александр Вертинский





Это сообщение отредактировал Иероним - 27-07-2009 - 00:22
Иероним
1917 "В пыльный маленький город, где Вы жили ребенком... " (Бал Господен) Вертинский А.

Личность, судьба, творчество А. Вертинского навсегда сохранили отпечаток серебряного века. Не трафаретный, но неповторимый "оттиск" стиля эпохи.


Александр Вертинский



Иероним
1917 "Пей, моя девочка, пей, моя милая... " (Пей, моя девочка) Вертинский А.

Приняв Февральскую революцию, Вертинский бежит от Октябрьской. В ноябре он даёт последние концерты в Москве и уезжает с гастролями на юг, последние концерты даёт в Севастополе, после чего уезжает за границу, о чём начинает жалеть практически сразу же. Попав в Турцию, покупает паспорт на имя греческого гражданина Александра Вертидиса – тем самым он исключил себя из категории «русских эмигрантов», мог свободно ездить по миру и работать в различных странах, что он и делал.


Александр Вертинский



Иероним
1917 "В нашу комнату Вы часто приходили", Пес Дуглас Вертинский А.

Все 1917 и 1918 годы Вертинский много гастролировал в разных городах: Одесса, Ростов, Екатеринослав, бывал на Кавказе и в Крыму. Его возили то Леонидов и Варягин, то Галантер и Гросбаум, иногда он ездил со своим театриком Марии Николаевны, иногда сам договаривался с каким-нибудь театром миниатюр и пел отдельным номером. Где-то в этот период Вертинский меняет костюм Пьеро на фрак.

Александр Вертинский





Это сообщение отредактировал Иероним - 27-07-2009 - 02:18
Иероним
1918 "Слава тебе, безысходная боль... " (Сероглазый король) Ахматова.

Между тем контрреволюция поднимала голову. Формировалась белая армия. В Москве жить становилось все труднее. Советская власть никого не удерживала, и Вертинский решил уехать в Киев. Никто тогда не знал, что с Москвой он расстается на целых двадцать пять лет. Из Киева Вертинский попадает в Харьков, где дает множество концертов и знакомится с актрисой Валентиной Саниной. Из Харькова Вертинский попадает в Одессу. Здесь с ним произошёл запоминающийся случай. Однажды ночью его поднял с постели белогвардейский офицер и отвёз в походный вагон генерала Слащёва. Рядом с генералом как обычно находился юнкер Ничволодов или Лида, его любовниц, делившая с ним походную жизнь, участница всех сражений, дважды спасшая ему жизнь. Все в вагоне нюхали кокаин. Привезли артиста только для того, чтобы услышать одну единственную песню: "То, что я должен сказать".

Вскоре события гражданской войны приводят Вертинского в Севастополь, откуда он переправляется в Константинополь на корабле бегущих от Красной Армии белогвардейцев.

Александр Вертинский





Это сообщение отредактировал Иероним - 27-07-2009 - 02:16
Opium99
Великий Пьеро Русской Эстрады!!! То что я должен сказать....

Иероним
Постепенно Вертинский становится знаменитостью. В это время он выступал в Петровском театрике, который держала Марья Николаевна Нинина-Петипа, бывшая актриса, происходившая из славной театральной династии Петипа. Билеты на его выступления раскупались на неделю вперед, его гонорар составлял уже сто рублей в месяц. Нотные магазины на Петровке были завалены нотами: "Креольчик", "Жамэ", "Минуточка". В витринах Аванцо на Кузнецком и в кафе у "Сиу" стояли его портреты в костюме Пьеро. Вместе с этим театриком Александр начинает гастролировать. Он побывал в Киеве, Тбилиси и других городах. Его концерты вызывали и восторги, и негодования, но тем не менее публика шла на концерты лавой. Александр продолжал писать новые песни-новеллы, где был прежде всего сюжет, содержание, действие, которое развивается и приходит к естественному финалу: "Безноженька", "Кокаинетка", "Бал Господен", "Лиловый негр", "Оловянное сердце" и другие. Он заказывает себе новый костюм Пьеро - черный вместо белого, и Москва разукрашивается огромными афишами: "Бенефис Вертинского". Это было 25 Октября 1917 года - день начала Великой Октябрьской революции.

По приглашению Леонидова (крупный антрепренёр в театральном мире того времени, возивший по провинции крупных гастролёров: Художественный театр, Собинова, Гельцер, Нежданову...) Вертинский уезжает на гастроли. Первый город был Екатеринослав, где его встретила тысяча двести зрителей. Концерт прошел с неожиданно большим успехом. Зал дрожал от исступленных аплодисментов. С этого времени Вертинский начинает делать аншлаги и получать большие гонорары.

Ещё до того, как Вертинский начал выступать со своими песенками ему довелось подрабатывать на первой русской кинофабрике Ханжонкова. Он снялся в фильме по рассказу Льва Толстого "Чем люди живы" в роли "ангела". На киностудии у Вертинского завязалась крепкая и долгая дружба с Иваном Мозжухиным, тогда считавшимся первым актёром у Ханжонкова.

Позже Вертинский снимался в таких картинах как: "Обрыв", "Суфражистки", "Любимый бродяга", "Король без венца". Но после первых концертных успехов отказался от кинематографа очень надолго.


Александр Вертинский

Все 1917 и 1918 годы Вертинский много гастролировал в разных городах: Одесса, Ростов, Екатеринослав, бывал на Кавказе и в Крыму. Его возили то Леонидов и Варягин, то Галантер и Гросбаум, иногда он ездил со своим театриком Марии Николаевны, иногда сам договаривался с каким-нибудь театром миниатюр и пел отдельным номером.

1918 "Три юных пажа покидали... " (Три пажа) Теффи.





Между тем контрреволюция поднимала голову. Формировалась белая армия. В Москве жить становилось все труднее. Советская власть никого не удерживала, и Вертинский решил уехать в Киев. Никто тогда не знал, что с Москвой он расстается на целых двадцать пять лет. Из Киева Вертинский попадает в Харьков, где дает множество концертов и знакомится с актрисой Валентиной Саниной. Из Харькова Вертинский попадает в Одессу. Здесь с ним произошёл запоминающийся случай. Однажды ночью его поднял с постели белогвардейский офицер и отвёз в походный вагон генерала Слащёва. Рядом с генералом как обычно находился юнкер Ничволодов или Лида, его любовниц, делившая с ним походную жизнь, участница всех сражений, дважды спасшая ему жизнь. Все в вагоне нюхали кокаин. Привезли артиста только для того, чтобы услышать одну единственную песню: "То, что я должен сказать".
Иероним
Александр ВертинскийАлександр ВертинскийАлександр Вертинский

РОКОВАЯ ЛЮБОВЬ ВЕРТИНСКОГО
Прокофьев Вячеслав

О Валентине Саниной ходили легенды. Редкий мужчина не терял дара речи от ее неземной красоты, русых с легкой рыжинкой волос, утонченных манер, необузданного - то солнечно-радужного, то грозового характера.
"Она обладала каким-то невероятным магнетизмом, который сейчас встречается крайне редко. Таких, как она, в начале века называли роковыми женщинами", - рассказывал мне знаток и историк моды, автор книги
"Красота в изгнании" житель Парижа Александр Васильев.

Дата рождения Валентины Саниной окутана тайной. В США, где в течение 30 лет существовал ее Дом моды, свято верят в то, что Валентина появилась на свет в Киеве 1 мая 1904 года. Более глубокое же изучение
российского периода ее биографии показывает, что, скорее всего, родилась она на десять лет раньше, а свой возраст убавила, когда перебралась на постоянное жительство в Нью-Йорк. Чтобы убедиться в этом,
достаточно вспомнить детальное описание сцены знакомства знаменитого певца Александра Вертинского с Валентиной Саниной, которое произошло в 1918 году в небольшом артистическом кафе в Харькове.
"Маленький знакомый мне по Киеву суфлер Волынский повел меня в бар. Было еще рано, часов девять, - писал "русский Пьеро". На высоком табурете сидела молодая красивая женщина. "Познакомьтесь, - сказал он.
- Валентина Санина". На меня медленно глянули безмятежно-спокойные, огромные голубые глаза с длинными ресницами, и узкая, редкой красоты рука с длинными пальцами протянулась ко мне. Она была очень эффектна,
эта женщина. Ее голова была точно в золотой короне. У нее были раскосые скулы, красиво изогнутый, немножко ироничный рот. Кроме того, она была похожа на пушистую ангорскую кошку".
Из описания следует, что Вертинский встретил в 1918 году именно молодую взрослую женщину, а не подростка, каким она должна была быть, если бы действительно родилась в 1904 году. Женщину очаровательную,
знающую себе цену, которая к тому времени уже окончила драматические курсы и выступала на сцене. "Я понял, что погиб, но без боя сдаваться не собирался, - писал многие десятилетия спустя Вертинский.
- Так же спокойно я разглядывал ее. На ней было черное, глухое, до горла платье, а на шее висел на ленточке белый хрустальный крест. К сожалению, меня узнала публика, и через несколько минут уже окружили
актеры, актрисы и разные люди. Меня тормошили, целовали, обнимали и расспрашивали. Это была обычная тогда картина моего появления в каком-нибудь публичном месте. Когда ажиотаж вокруг меня несколько поутих,
Санина, иронично улыбаясь, сказала:
- И вам не надоело все это?
- Что именно?
- Ну... это... идолопоклонство.
- Разумеется, надоело, - ответил я. - Я вот мечтаю подыскать себе дублера.
Она рассмеялась.
- Бедненький! - сказала она. - Мне вас жаль. И давно это с вами?
- О да!.. Уже года три.
Она покачала головой:
- Лечиться надо.
- Чем?
- Не знаю. Чем-нибудь... В монастырь идите. Может, поможет.
- Еще чего! - удивился я. - Пойдемте лучше в зал. Уже начинается программа.
Мы вышли из бара и сели за столик. Так началась "история моей болезни".
"Болезни", имя которой была любовь. Скорее всего, она носила для Вертинского односторонний характер. Несомненно, Валентине Саниной льстило внимание этой знаменитости, и она была близка с ним - но только
тогда, когда этого хотелось ей. Валентина умела очаровывать мужчин и держать их на коротком поводке. Вертинский посвятил золотоголовой прелестнице множество романсов. "Вы стояли в театре за кулисами",
"То не ветер играет терновником". Из некоторых, таких, как "Послушайте, маленький, можно мне вас тихонько любить?", "Ты ушла на свиданье с любовником, я снесу, я стерплю, я смолчу", становится ясно, что
отношения с Саниной для Вертинского были и сладостны, и мучительны. Именно в Харькове накануне разрыва все в том же роковом 1918 году были написаны такие строчки:
Это все, что от Вас осталось,
Пачка писем и прядь волос.
Только сердце
немножко сжалось,
В нем уже не осталось слез.
Все окончилось так нормально.
Так логичен и прост конец:
Вы сказали, что нынче в спальню
Не приносят с собой сердец.
Сердечная рана, нанесенная Вертинскому, кровоточила еще долго. Долго он хранил и ее письма. Тридцать лет спустя, уже в 1949 году, Вертинский писал о Валентине Саниной:
Мыши съели Ваши
письма и записки.
Как забавны
"незабвенные"слова!
Как Вы были мне
когда-то близки!
Как от Вас
кружилась голова!
Как в дальнейшем сложилась судьба "роковой Валентины"? Вскоре она познакомилась с Георгием Шлеем, предпринимателем и впоследствии продюсером. В 1921 году выходит за него замуж и бежит от большевиков
сначала в Италию, а затем во Францию, где несколько сезонов играет в знаменитой труппе Никиты Балиева "Летучая мышь". В 1923 году супруги оказываются в Нью-Йорке. Георгий за океаном становится Джорджем
и превращается в весьма удачливого театрального импресарио. Муж и жена вращаются в кругу бомонда, где по достоинству оцениваются туалеты, созданные собственноручно Валентиной. В эпоху, когда в моде был
подростковый стиль "гарсон" с заниженными талиями и короткой стрижкой, Санина стала проводницей женственного стиля длинных платьев с широкими рукавами и естественной линией силуэта. Добавьте к этому
славянскую красоту и артистичность россиянки - и вы получите формулу успеха основанного ею Дома моды, который носил ее имя - "Валентина". Кулон-подвеска в виде хрустального креста, о котором писал
Вертинский, становится фирменным знаком. Ее клиенты - голливудские "звезды" первой величины - Пола Негри, Марлен Дитрих, Клодетт Кольбер. Тесная дружба связывает Валентину с Гретой Гарбо. Общепризнано,
что экранный имидж великой актрисы был создан Валентиной. Именно она придумала для Греты стиль в одежде, форму шляп, прически.
Правда, как это порой случается в жизни, ближайшая подруга оказалась коварной соперницей и увела у Валентины мужа. Скандал был потрясающей силы. Джордж Шлей бросил Валентину и перебрался к кинозвезде.
Надо полагать, что свою роль в этой измене сыграл тяжелый, властный характер русской красавицы. Уже позже Джордж сознался приятелю художнику Дмитрию Бушену из группы "Мир искусства" в том, что Грета Гарбо, особа, по воспоминаниям современников, весьма своенравная, "была по сравнению с Валентиной просто ангелом".
До конца своих дней Санина сохраняла ненависть к своей сопернице. Забавная деталь: Валентина жила с Гретой в одном доме, но на разных этажах. Так вот, с консьержем у нее была договоренность, в соответствии
с которой тот предупреждал россиянку о выходах Гарбо: таким образом она избегала случайных встреч с актрисой в лифте или подъезде.
Дом моды "Валентина" просуществовал до 1957 года - свыше тридцати лет. В 1950-м она даже выпустила ставшие популярными духи "Майун" - "Мои собственные". С Вертинским Валентина после штормовых революционных лет встретилась лишь однажды в Нью-Йорке в середине 30-х, когда она была в апогее своей славы модельерши, а он - желанным гастролером. Скончалась Валентина Санина в 1989 году.

"Буйный ветер играет с терновником... " (Буйный ветер) Блок А.





Это сообщение отредактировал Иероним - 28-07-2009 - 00:13
Иероним

Александр Вертинский

Начинается следующий этап творческого пути Александра Вертинского - ЭМИГРАЦИЯ.
После большевистского переворота Вертинский пришел к выводу, что ему не ужиться с новой властью. Романс "То, что я должен сказать", написанный под впечатлением гибели трехсот московских юнкеров,
возбудил интерес ЧК, куда и вызвали артиста для дачи объяснений по поводу сочувствия к врагам революции. Сохранилась легенда, будто бы Вертинский возмущенно заметил чекистам:
"Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!". На что получил четкий и лаконичный ответ: "Надо будет, и дышать запретим!"

Это Вертинскому совершенно не подходило, поэтому в конце 1917 г. он отправился вместе со многими своими коллегами гастролировать по южным городам России.
Почти два года он провел на юге, давал концерты на подмостках маленьких театров и в литературно-артистических обществах; объехал Екатеринослав, Одессу, Харьков, Ялту, Севастополь.
Вертинский покинул Россию в начале 1920 г., выехав в Константинополь на пароходе "Великий князь Александр Михайлович".

Не удалось найти чтобы выложить песни относящиеся к началу творческого пути (может быть что-то пропустил -?):

1916-17 "Ах, вчера умерла моя девочка бедная... " (Аллилуйя) Вертинский А.

АЛЛИЛУЙЯ

М. Юрьевой

Ах, вчера умерла моя девочка бедная,
Моя кукла балетная в рваном трико.
В керосиновом солнце закружилась, победная,
Точно бабочка бледная, - так смешно и легко!

Девятнадцать шутов с куплетистами
Отпевали невесту мою.
В куполах солнца луч расцветал аметистами.
Я не плачу! Ты видишь? Я тоже пою!

Я крещу твою ножку упрямую,
Я крещу твой атласный башмак.
И тебя, и не ту и ту самую,
Я целую - вот так!

И за гипсовой маской, спокойной и строгою,
Буду прятать тоску о твоих фуэте,
О полете шифонном... и многое, многое,
Что не знает никто. Даже братья Патэ!

Упокой меня. Господи, скомороха смешного,
Хоть в аду упокой, только дай мне забыть, что болит!
Высоко в куполах трепетало последнее слово
"Аллилуйя" - лиловая птица смертельных молитв.

1916-17 "Вы из фарфора, Вы хрупкий. Вы нежный, и тронуть боюсь... " (Фарфоровый Пьеро) Оленин. Е.
Е.Оленин
Фарфоровый Пьеро

Вы из фарфора,
Вы хрупкий и нежный,
и тронуть боюсь,
а вдруг разобью?...
Пьеро,Вы изящный.
Пьеро,Вы прелестный,
Ну как же Вас тронуть?
Нет сил.Не могу.
И восхищаться могу лишь я Вами,
Пьеро мой изящный,
Вы славный такой...
Могу любоваться
я целыми днями
Игрушкою редкой
цены дорогой.

1917 "Спи, мой мальчик, спи, мой чиж... " (Колыбельная) Саша Черный.
Колыбельная
Спи, мой мальчик, спи, мой чиж...

Мать уехала в Париж...
И не надо! Спи, мой чиж.
А-а-а! Молчи, мой сын,
Нет последствий без причин.

Черный гладкий таракан
Важно лезет под диван,
От него жена в Париж
Не сбежит, о нет, шалишь!

С нами скучно. Мать права.
Н о в ы й гладок, как Бова,
Н о в ы й гладок и богат,
С ним не скучно... Так-то, брат!

А-а-а! Огонь горит,
Добрый снег окно пушит.
Спи, мой кролик, а-а-а!
Все на свете трын-трава...

Жили-были два крота...
Вынь-ка ножку изо рта!
Спи, мой зайчик, спи, мой чиж, —
Мать уехала в Париж.

Чей ты? Мой или его?
Спи, мой мальчик, ничего!
Не смотри в мои глаза...
Жили козлик и коза...

Кот козу увез в Париж...
Спи, мой котик, спи, мой чиж!
Через... год... вернется... мать...
Сына нового рожать...

1918 "Это все, что от Вас осталось... " (Все, что осталось) Вертинский А.
Все, что осталось

Это все, что от Вас осталось,-
Пачка писем и прядь волос.
Только сердце немного сжалось,
В нем уже не осталось слез.

Вот в субботу куплю собаку,
Буду петь по ночам псалом,
Закажу себе туфли к фраку...
Ничего. Как-нибудь проживем.

Все окончилось так нормально,
Так логичен и прост конец:
Вы сказали, что нынче в спальню
Не приносят с собой сердец.
Иероним
Эмиграция началась


Александр Вертинский

Начались 23 года его эмиграции. Вертинский имел уже имя в артистическом мире, имел и успех за границей.
В Польше он женился на Рахиль Потоцкой, которой посвятил свой иронически-восхищенный романс «Пани Ирена».
Нужно сказать, брак как-то не состоялся. Вертинский продолжил скитания один. Он «завоевал» Балканы, Берлин, Париж. Здесь его слушали Густав Шведский, Альфонс Испанский, принц Уэльский, Ротшильды и
Вандербильдты.
Здесь, в Париже, с ним произошел трагикомический случай. Один француз пригласил Вертинского в гости. Артиста прекрасно приняли на роскошной вилле: французские буржуа умеют ценить искусство.
Через некоторое время Вертинский оказался на казни, он был ошеломлен, спустился в кабачок «залить» увиденное. Следом спустился и давешний поклонник его таланта, точно с бала, во фраке, – он тоже
хотел расслабиться. Этот человек оказался официальным палачом города Парижа.
В начале 30-х Вертинский уезжает в Америку. Здесь он общается с Ч. Чаплиным и М. Дитрих. Однако и «роман» с Голливудом не состоялся.
(В частности, Вертинский так и не освоил английского языка: он казался ему отвратительным).
В середине 30-х он оказывается в Шанхае. Здесь была большая русская колония. Но конечно, по сравнению с Европой и Америкой это были задворки.
Нужда впервые за много лет постучалась в двери артиста.

Попробуем хронологически и последовательно проследить этот отрезок творческого пути Александра Вертинского.
Если чего-то не пропустил - к этому периоду относятся:

1925 "Тихо тянутся сонные дроги... " (В степи молдаванской) Вертинский А. "То, что я должен сказать"
1925 "Я опять посылаю письмо и тихонько целую страницы... " (Злые духи) Вертинский А. "Ваши пальцы пахнут ладаном" "Желтый ангел" "Песни любви"
1927 "Ваш любовник скрипач, он седой и горбатый... " (Концерт Сарасате) Вертинский А. "К 100-летию со дня рождения"
1927 "Вы сегодня нежны... " (В синем и далеком океане) Вертинский А. "То, что я должен сказать" "Легенда века"
1928 "Ах, сегодня весна Боттичелли... " (Испано-Суиза) Вертинский А. "К 100-летию со дня рождения"
1928 "Встретились случайно, где-то на концерте... " (Поздняя встреча) Вертинский А. "Желтый ангел" "Легенда века"
1928 "Из глухих притонов Барселоны... " (Ракель Меллер) Вертинский А.
1928 "Я увидел Вас в летнем тире... " (Оловянное сердце) Вертинский А. "Ваши пальцы пахнут ладаном" "Песни любви"
1929 "Манит, звенит, зовет, поет дорога... " (Палестинское танго) Вертинский А. "Vertinski (Чужие города)" "Желтый ангел" "То, что я должен сказать" "Песни Александра Вертинского"
1930 "Каждый день под окошком он заводит шарманку... " (Сумасшедший шарманщик) Вертинский А. "Ваши пальцы пахнут ладаном" "Песни любви"
1930 "Мне не нужна женщина, мне нужна лишь тема... " (Полукровка) Вертинский А. "Желтый ангел" "Легенда века"
1930 "На солнечном пляже, в июне... " (Мадам, уже падают листья) Вертинский А. "Vertinski (Чужие города)" "То, что я должен сказать"
1930 "Надоело в песнях душу разбазаривать... " (Песенка о моей жене) Вертинский А. "Vertinski (Чужие города)" "То, что я должен сказать"
1930 "Ты успокой меня... " (Ты успокой меня) Вертинский А. "Ваши пальцы пахнут ладаном" "Легенда века"
1930 "Я безумно боюсь золотистого плена... " (Пани Ирена) Вертинский А. "Ваши пальцы пахнут ладаном" "Желтый ангел" "Песни любви"
1931 "В бананово-лимонном Сингапуре, в бури... " (Танго "Магнолия") Вертинский А. "Легенда века" "Vertinski (Чужие города)" "То, что я должен сказать"
1932 "В те дни, когда роились грезы... " (Классические розы) Северянин. И. "Легенда века"
1932 "Сколько вычурных поз... " (Дни бегут) Вертинский А. "Vertinski (Чужие города)" "Желтый ангел"
1933 "Вечерело. Пели вьюги... " (Пикколо Бамбино) Зубовский. Н. "Песни Александра Вертинского" "Vertinski (Чужие города)"
1933 "Разве можно от женщины требовать многого... " (Рафинированная женщина) Вертинский А. "Желтый ангел" "То, что я должен сказать" "К 100-летию со дня рождения"
1934 "В вечерних ресторанах... " (Желтый ангел) Вертинский А. "Желтый ангел" "То, что я должен сказать" "К 100-летию со дня рождения" "Легенда века"
1934 "Рождество в стране моей родной... " (Рождество) Вертинский А.
1934 "Тай карант карант-дэ. Я держусь золотой середины... " (Парижанка) Вертинский А.
1935 "Вас не трудно полюбить... " (Марлен) Вертинский А. "То, что я должен сказать" "Легенда века"
1935 "Вы вошли летним вечером в туалете изысканном... " (В старой Вене) Агнивцев Н. и Вертинский. А.
1935 "Малиновка моя, не улетай... " (Малиновка) Вертинский А.
1935 "Она долго понять не умела... " (Кинокумир) Вертинский А.
1935 "Проплывали океаны... " (О нас и о Родине) Вертинский А.
1935 "Что же мы себя мучаем... " (Личная песенка) Вертинский А. "Желтый ангел"
1935 "Я знаю. Джимми, Вы б хотели быть пиратом... " (Джимми-пират) Вертинский А. "То, что я должен сказать" "Песни Александра Вертинского" "Vertinski (Чужие города)"
1936 "Над розовым морем вставала луна... " (Над розовым морем) Иванов. Г. "То, что я должен сказать" "Vertinski (Чужие города)"
1936 "Принесла случайная молва... " (Чужие города) Блох. Р. и Вертинский. А. "Vertinski (Чужие города)"
1936 "Хрупкая игуменья в полутемной нише... " (Игуменья) Авторство неизвестно
1937 "С большой нежностью, ибо скоро уйду от всех... " (Прощание) Вертинский А.
1937 "Это бред. Это сон. Это снится... " (Дансинг-гёрл) Вертинский А.
1938 "Вы похожи на куклу в этом платьице аленьком... " (Бар-девочка) Вертинский А.
1938 "Я - маленькая балерина... " (Маленькая балерина) Грушко. Н. и Вертинский. А. "Ваши пальцы пахнут ладаном" "Vertinski (Чужие города)"
1939 "Бурлит Сент-Антуан, шумит Пале-Рояль... " (14-е июля) Волошин. М.
1939 "Забыв про бал, забыв про дом... " (Ревность) Рамм. С. "Песни Александра Вертинского"
1939 "Какое дело мне, что ты живешь... " (Убившей любовь) Вертинский А.
1939 "Проснувшись утром, она мужу сказала... " (Наяда из Нила) Лесная. Л.
1939 "Сегодня томная луна, как пленная царевна... " (Прощальный ужин) Вертинский А. "Vertinski (Чужие города)"
1939 "Сумерки. Осень. Мокрыми хлопьями... " (Бессмертный бес) Сологуб. Ф.
1939 "Только звезды, только синий воздух... " (Уснувшие в Арктике) Иванов. Г.
1939-40 "И вот мне приснилось, что сердце мое не болит... " (Китайская акварель) Гумилев. Н.
1940 "Была ты ведь ярче, нежней и прелестней... " (Тебе единственной) Блок А.
1940 "В ресторане было от электричества рыжо... " (Сумасшедший маэстро) Маяковский. В.
1940 "В том краю, где желтая крапива... " (В том краю/Каторжная) Есенин. С. "Ваши пальцы пахнут ладаном" "Легенда века"
1940 "В этой жизни ничего не водится…" (В этой жизни ничего не водится…) Вертинский А.
1940 "Есть слова, как монеты истертые…" (Есть слова, как монеты истертые) Вертинский А.
1940 "Каждый тонет - как желает" (Каждый тонет - как желает) Вертинский А.
1940 "Как хорошо без женщин, без фраз... " (Без женщин) Вертинский А. "Желтый ангел" "То, что я должен сказать" "Песни Александра Вертинского" "Vertinski (Чужие города)"
1940 "Какой ценой Вы победили…" (Какой ценой Вы победили) Вертинский А.
1940 "Обезьянка Чарли устает ужасно... " (Обезьянка Чарли) Вертинский А.
1940 "Она у меня, как иконка…" (Спасение) Вертинский А.
1940 "Провожают умершее лето…" (Музыканты лета) Вертинский А.
1940 "Ты меня, мое солнце, все равно не согреешь... " (Жалоба девушки) Теффи. Н.
1940 "Ты смотри никому не рассказывай... " (Старомодный романс) Авторство неизвестно
1940 "Холодеют высокие звезды…" (Осень) Вертинский А.
1940 "Хорошо в этой маленькой даче…" (Хорошо в этой маленькой даче) Вертинский А.
1941 "Знаешь, если б ты меня любила... " (Твоя любовь) Вертинский А.
1941 "Знаешь, если б ты меня любила…" (Твоя любовь) Вертинский А.
1941 "Ты сказала, что Смерть носит…" (Ты сказала, что Смерть носит) Вертинский А.
1942 "В лесу над рекой жила фея... " (Фея) Горький. М.
1942 "Ветры спать ушли с золотой зарей... " (Степан Разин) Цветаева. М.
1942 "Нам осталось очень, очень мало... " (Наше горе) Вертинский А.
1942 "Это гибкое, страстное тело растоптала ночами толпа... " (Голова мадам Сент Ламбаль) Волошин. М.
1942 "Юность мира! В траншеях, на вахтах морей... " (Юность мира) Антокольский. П. "Ваши пальцы пахнут ладаном"
Иероним

Александр Вертинский

«Чужие города»
В числе многочисленных эмигрантов Вертинский поселяется в Константинополе и продолжает выступать. То в "Стелле" , то в "Черной Розе". Постепенно положение бежавших из России начинало ухудшаться. Деньги,
привезенные с собой, уже никому не были нужны, и генералы соглашались работать за тарелку борща. Все жили надеждами, что Англия поможет возродить Россию, и все продолжали ждать. Выступлениями Вертинский
зарабатывал только на пропитание, но случай помог ему уехать из Турции.

Раздобыв греческий паспорт, он уезжает в Румынию, где отправляется в турне по Бессарабии. В то время в Бессарабии было много русскоязычного населения и турне оказалось приятным и прибыльным. Но один
казалось бы невинный эпизод стоил артисту спокойствия и благополучия. Будучи ещё в Кишинёве Вертинский имел неосторожность отказать одной актрисе участвовать в её бенефисе. Актриса, любовница всесильного
в Бессарабии генерала Поповича, провоцировала разоблачение артиста в качестве советского агента. Вертинский был выслан в Бухарест, оставшись без средств к существованию. Долгие месяцы проходили в грошовых
выступлениях в ночных кабаках. По словам Вертинского, эмиграция превратила его из разбалованного и капризного московского артиста, который мог себе позволить заламывать гонорары или вообще удаляться со
сцены, если казалось, что публика недостаточно внимательно слушает, в трудягу, который зарабатывает на кусок хлеба и кусочек крыши над головой. Неожиданно судьба помогает Александру перебраться в Польшу
со своим импрессарио Кирьяковым. Прием, оказанный Вертинскому в Польше, был поистине королевским. Многочисленные гастроли и выступления продолжались по всей стране. Однако намечавшийся в Польшу визит
румынского короля заставил Александра уехать - сказалось недавнее прошлое: Вертинский был признан "неблагонадежным элементом".

Он едет в Германию. Шел 1923 год. Послевоенная ослабленная Версальским соглашением Германия имела весьма скромный вид. Маэстро поселяется в Берлине, продолжая выступать для русского населения, гастролирует
в Дрездене, Данциге, Мюнхене, Кенигсберге. Заключает контракты с фильм-студиями, студиями грамзаписи. Инфляция в стране приобретала немыслимый оборот. За тысячу американских долларов можно было купить
целые кварталы и луна-парк. ,наоборот, за огромный чемодан марок можно было купить всего несколько сотен долларов. Германия голодала. Страну потрясали самоубийства и безмерная преступность. Вертинский
уезжает из Германии. Теперь его путь лежит в Париж, в котором он проведет почти десять лет.

Во Франции
1925 год. Франция того времени переживала апогей иммиграции. Жизнь и творчество Вертинского в Париже были неразрывно связаны с чередой высоких знакомств и неуемной тоской и грустью по России. Он знакомится
с представителями романовского дома, - великими князьями Дмитрием Павловичем и Борисом Владимировичем.

Бурлящая культурная жизнь французской столицы проявлялась и в широком интересе к этому городу со стороны иностранцев, главным образом, американцев. Вертинский пел в программе небольшого уютного ресторанчика
"Казбек", что на Монмартре. Случались вечера, когда за столами сидели Густав Шведский, Альфонс Испанский с целой свитой, принц Уэльский, Кароль Румынский, Вандербильты, Ротшильды, Морганы. Приезжали и
короли экрана - Чарли Чаплин, Дуглас Фербенкс, Марлен Дитрих, Гретта Гарбо. Вертинский пел в этих местах, и ему пришлось познакомиться с королями, магараджами, миллионерами, банкирами. Все они знакомились
с Вертинским потому, что их интересовала русская песня, русская музыка. В Париже часто гастролировали такие звезды, как Анна Павлова, Тамара Карсавина, Михаил Фокин и другие. Как правило, приезжали они
со своими труппами. Вертинский находился с ними в близких, очень теплых отношениях. Вскоре появились знакомства в кинематографических кругах Парижа благодаря Ивану Мозжухину - тоже эмигрировшему из России.
В свободное от концертов время они снимались для кино то в Париже, то в Ницце, то в Берлине. С Мозжухиным Вертинский окончательно расстается к 1934 году.

Очень ярким событием в жизни артиста становится знакомство с Федором Шаляпиным в Париже. Их связывала равно великая любовь к творчеству и искусству. Крепкая дружба продолжалась до самой смерти Шаляпина.

Последним годом пребывания Вертинского во Франции был 1933. Это было время великих политических крахов. У него появляется ангажемент на ряд концертных выступлений в Палестине. Пароход "Теофиль Готье"
увозит его из Марселя.

1925 "Тихо тянутся сонные дроги... " (В степи молдаванской) Вертинский А.



Иероним
Вертинский покинул Россию в начале 1920 г., выехав в Константинополь на пароходе "Великий князь Александр Михайлович". Причины своей эмиграции много позднее он определял так: "Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет: Очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность". Скорее всего, на него оказали влияние и первое знакомство с новой властью в ЧК, и настроения творческой интеллигенции, и беспощадность классовой борьбы, развернувшейся прямо у него перед глазами, и мрачное предчувствие того, что слово "свобода" с головокружительной быстротой становится пустым звуком.

В Константинополе Вертинскому жилось сравнительно неплохо. Он выступал в самых дорогих и фешенебельных кабаре "Черная роза" и "Стелла", пел цыганские романсы, стилизованные русские песни и мечтал о гастролях по Бессарабии, концертах перед "своей", русской, публикой. Артисту удалось купить греческий паспорт, что открывало возможности для свободного передвижения по миру и выводило его из категории эмигрантов, стремящихся получить хотя бы вид на жительство.

В Румынии Вертинский был принят очень тепло, он мог наконецто петь свои песни, выступая перед русским зрителем. Однако он был выслан из страны как неблагонадежный элемент, разжигающий антирумынские настроения среди русского населения присоединенной Бессарабии. Причиной подобного обвинения послужил ошеломляющий успех у русских песни "В степи молдаванской".

Артист отправился в Польшу, где провел 1922 и 1923 гг. Тогда Вертинский впервые обратился в советское консульство в Варшаве с просьбой о возвращении в Россию. На его прошении поставил положительную резолюцию тогдашний советский полпред в Польше П.Л. Войков, по совету которого он и предпринял эту попытку. Но ему отказали.

Вертинский с большим успехом гастролировал в Австрии, Венгрии, Ливане, Палестине, Египте, Ливии, Германии. В Берлине он прожил с 1923 по 1925 г., там же женился на дочери русских эмигрантов Потоцких, Надежде, с которой познакомился в Сопоте. Однако семейная жизнь не сложилась, и пути молодых супругов быстро разошлись. Вновь они встретились уже в Шанхае, когда встал вопрос о втором браке Вертинского.

Вертинский уже стал мировой знаменитостью, но когда он попытался вторично обратиться к главе советской делегации А. Луначарскому во время ее пребывания в Берлине с просьбой о возвращении на родину, ему снова отказали.

Гастроли по странам Центральной и Восточной Европы оказались не легкими, особенно из-за отношения публики к артистам, выступавшим в ресторанах: оно было не таким восторженным и снисходительным, как в дореволюционной России. Вертинский писал: "Все наши актерские капризы и фокусы на родине терпелись с ласковой улыбкой. Актер считался высшим существом, которому многое прощалось и многое позволялось. От этого пришлось отвыкать на чужбине. А кабаки были страшны тем, что независимо от того, слушают тебя или нет, артист обязан исполнять свою роль, публика может вести себя как ей угодно, петь, пить, есть, разговаривать или даже кричать:"

Исключение составляла Франция, где отношение к артистам было смесью гордости и восхищения, как к высшим существам. Поэтому Вертинский отправился в Париж, куда стремилась вся творческая эмигрантская интеллигенция.


1925 "Я опять посылаю письмо и тихонько целую страницы... " (Злые духи) Вертинский А.

Александр Вертинский





Это сообщение отредактировал Иероним - 05-08-2009 - 17:00
Иероним
Он прожил во Франции почти десять лет - с 1925 по 1934 гг. Эта страна пользовалась наибольшей любовью артиста после родной России: ":Моя Франция - это один Париж, но зато один Париж - это вся Франция! Я любил Францию искренне, как всякий, кто долго жил в ней. Париж нельзя было не любить, как нельзя было его забыть или предпочесть ему другой город. Нигде за границей русские не чувствовали себя так легко и свободно. Это был город, где свобода человеческой личности уважается: Да, Париж: это родина моего духа! Ни с одним городом мира у меня не связано таких воспоминаний, как с ним!"

Здесь Вертинский выступал в "Большом московском эрмитаже", "Казанове", "Казбеке", "Шахерезаде". Именно на этот период приходится расцвет его творческой деятельности.

В эмиграции им были созданы многие из его лучших песен: "Пани Ирена", "Венок", "Баллада о седой госпоже", "В степи молдаванской", "В синем и далеком океане", "Концерт Сарасате", "Испано-Сюиза", "Сумасшедший шарманщик", "Мадам, уже падают листья", "Танго "Магнолия"", "Песенка о моей жене", "Дни бегут", "Piccolo Bambino", "Femme raffinee", "Джимми", "Рождество", "Палестинское танго", "Оловянное сердце", "Желтый ангел", "Марлен", "Ирине Строцци".
Многие песни имеют свою легенду, историю создания. Одним из ярких примеров является история песенки "Концерт Сарасате". Вертинский с удовольствием рассказывал, что в 1930 г. в Черновицах он слушал игру Владеско, одного из "пяти ресторанных знаменитостей - королей цыганского жанра". Его женой была знаменитая актриса Сильвия Тоска, которая из-за любви к нему бросила сцену, а Владеску обращался с ней, как тиран. Это произвело на Вертинского большое впечатление, а через три года в Берлине в "Блютнер-зале" Вертинский исполнил "Концерт Сарасате" перед самим Владеско, который ожидал хвалебной речи в стихах, адресованной ему. В песне Вертинский выразил свой гнев по поводу его отношения к знаменитой актрисе, подарившей ему свою любовь. Это была публичная казнь, после которой Владеску, по словам Вертинского, не знал, куда бежать, не мог подняться со своего места, а после концерта явился за кулисы с намерением поколотить обидчика, но под влиянием момента разрыдался и раскаялся. Этот эпизод прибавил песенке популярности, ее просили на многих концертах, стремясь представить, как же все это было тогда, в Берлине.

1927 "Ваш любовник скрипач, он седой и горбатый... " (Концерт Сарасате) Вертинский А.

Александр Вертинский





Это сообщение отредактировал Иероним - 05-08-2009 - 17:09
Иероним
1929 "Манит, звенит, зовет, поет дорога... " (Палестинское танго) Вертинский А.


Александр Вертинский

Версия 1





Версия 2



Иероним
1930 "Мне не нужна женщина, мне нужна лишь тема... " (Полукровка) Вертинский А.


Александр Вертинский



Иероним
1930 "На солнечном пляже, в июне... " (Мадам, уже падают листья) Вертинский А.


Александр Вертинский



Иероним
1930 "Я безумно боюсь золотистого плена... " (Пани Ирена) Вертинский А.



Иероним
1931 "В бананово-лимонном Сингапуре, в бури... " (Танго "Магнолия") Вертинский А.



Иероним
1932 "В те дни, когда роились грезы... " (Классические розы) Северянин. И.


Александр Вертинский



Иероним
1932 "Сколько вычурных поз... " (Дни бегут) Вертинский А.


Александр Вертинский



Иероним
Во Франции
1925 год. Франция того времени переживала апогей иммиграции. Жизнь и творчество Вертинского в Париже были неразрывно связаны с чередой высоких знакомств и неуемной тоской и грустью по России. Он знакомится с представителями романовского дома, - великими князьями Дмитрием Павловичем и Борисом Владимировичем.

Бурлящая культурная жизнь французской столицы проявлялась и в широком интересе к этому городу со стороны иностранцев, главным образом, американцев. Вертинский пел в программе небольшого уютного ресторанчика "Казбек", что на Монмартре. Случались вечера, когда за столами сидели Густав Шведский, Альфонс Испанский с целой свитой, принц Уэльский, Кароль Румынский, Вандербильты, Ротшильды, Морганы. Приезжали и короли экрана - Чарли Чаплин, Дуглас Фербенкс, Марлен Дитрих, Гретта Гарбо. Вертинский пел в этих местах, и ему пришлось познакомиться с королями, магараджами, миллионерами, банкирами. Все они знакомились с Вертинским потому, что их интересовала русская песня, русская музыка. В Париже часто гастролировали такие звезды, как Анна Павлова, Тамара Карсавина, Михаил Фокин и другие. Как правило, приезжали они со своими труппами. Вертинский находился с ними в близких, очень теплых отношениях. Вскоре появились знакомства в кинематографических кругах Парижа благодаря Ивану Мозжухину - тоже эмигрировшему из России. В свободное от концертов время они снимались для кино то в Париже, то в Ницце, то в Берлине. С Мозжухиным Вертинский окончательно расстается к 1934 году.

Очень ярким событием в жизни артиста становится знакомство с Федором Шаляпиным в Париже. Их связывала равно великая любовь к творчеству и искусству. Крепкая дружба продолжалась до самой смерти Шаляпина.

Последним годом пребывания Вертинского во Франции был 1933. Это было время великих политических крахов. У него появляется ангажемент на ряд концертных выступлений в Палестине. Пароход "Теофиль Готье" увозит его из Марселя.
Палестина
Вертинский путешествует с гастролями по палестинской земле. Он побывал в Александрии, где встретил своего знакомого Мустафу, служившего когда-то сторожем в театре в Одессе, они нежно и грустно вспоминали о Росси, побывал в Бейруте, Яффе, Тель-Авиве, Хайфе, Иерусалиме и в Египте. Везде, где было возможно, он знакомился с достопримечательностями и культурой страны. В Иерусалиме он давал концерт в саду, и семь тысяч иерусалимцев радушно принимали его песни. После концерта Александр познакомился с русским, который взялся показать ему святыни храмов Гроба Господня, а потом пригласил его к себе домой. Каково было его изумление, когда он увидел портрет Сталина. Он был настолько поражен этим, что долго стоял с разинутым ртом, глядя на портрет.
Америка
Осенью 1934 года Александр Вертинский на пароходе "Лафайет" отплывает в Америку. Плывя среди океанских просторов и тоскуя по родине, он пишет песню "О нас и о Родине", которая наделала столько шума за границей и за которую даже в Шанхае ему упорно свистели какие-то личности, пытаясь сорвать концерт. Первый концерт состоялся в Нью-Йорке, на нём присутствовал весь цвет русской эмиграции и артистического мира: Рахманинов, Шаляпин, Зилотти, Балиев, Болеславский, Рубен Мамулян, Марлен Дитрих (с последней Вертинский познакомился ещё в Париже, и ей же позже посвятил песю "Марлен"). На этом концерте была впервые публично исполнена песня "Чужие города" А когда концерт закончился песней "О нас и о Родине", театр чуть ли не разнесли аплодисменты. "Аплодисменты относились, конечно, не ко мне, а к моей Родине" - вспоминал позже Вертинский.

Из Нью-Йорка Вертинский уезжает в Сан-Франциско. У него был ангажемент на ряд концертов в Калифорнии. Концерты прошли удачно и на время всколыхнули обычно монотонную жизнь русской колонии. Далее он отправляется в Голливуд. Русские в то время были в большой моде в Голливудском киномире. Там Вертинский встречается со многими русскими музыкантами и артистами.

Однажды Вертинского пригласили в знаменитый "Голливуд Морнинг Брекфест клаб" выступить во время утреннего завтрака, где собирались миллионеры. Маэстро очень не хотел ехать, но его уговорили. Не будем говорить о том, как он пел. Его легко поташнивало от этих разговоров, от вида яичницы, от папирос натощак и от всего этого добродушного кретинизма. В награду за это в вечерних газетах среди всех финансовых тузов, серела его скромная фамилия.

Был конец октября, когда Вертинский решает уехать в Китай.


1933 "Разве можно от женщины требовать многого... " (Рафинированная женщина) Вертинский А.




Иероним
Китай
Китай становится последней страной долгих скитаний маэстро на чужбине. Близость советской границы рождала в сердце смутные и неясные надежды. Когда началась вторая мировая война, и чувство любви к родине особенно обострились в сердцах всех честных людей, надежды эти еще возросли. Победы советских войск вызывали в душе артиста гордость, смешанную с все усиливавшейся тоской по отечеству.

В Китае Вертинский по-прежнему много выступает перед "русской колонией". В этой стране он знакомится со своей супругой, они венчаются и у них рождается первая дочь - Марианна.

Без женщин (Как хорошо без женщин...) Вертинский А.



Иероним
Даже самых искушенных слушателей Вертинский восхищал законченностью отделки каждой песни, виртуозностью и элегантной лаконичностью ее интонационной и пластической партитуры. Ныне сохранился в записях только голос Вертинского, и навсегда исчезло его уникальное пластическое мастерство. Голос теперь как бы отделился от фигуры артиста, высокой, гибкой, от его длинных выразительных рук, от его лица - надменного или нежного, саркастического или трагического. Сегодняшние слушатели должны будут поверить нам на слово, что вся внешняя форма выступлений Вертинского являла собой воплощение и своего рода квинтэссенцию артистичности, что он умел одним движением руки - резким и быстрым - вдруг показать всего человека, рукой «сыграть» гнев, презрение, гордость, покорность судьбе. Но тем не менее искусство Вертинского живет и будет жить а модуляциях голоса - насмешливого или надменного, капризного или холодного, льющегося легко и плавно и вдруг переходящего в резко скандированный речитатив, то нежного, то ироничного, то простодушно-веселого, бравого, удалого, но всегда, неизменно блестяще отшлифованного, восхищающего высокой поэтичностью фразировки и почти неправдоподобной легкостью самых рискованных контрастов и переходов. В этом умении будто шутя играть сменой настроений, легко балансировать между кокетливой позой и естественностью осанки, между искусственностью манеры и подлинностью искусства — весь Вертинский, все обаяние его грациозного дара.

Матросы (Матросы мне пели про остров...) Вертинский А.



Иероним
Покинув Америку, Вертинский едет в Китай, и целых восемь лет живет в Шанхае, Харбине. Постепенно его охватывают тоска и безысходность. Гастроли, гастроли, снова гастроли... Что потом? Впрочем, в Шанхае, как и в Харбине, Вертинского ждет ошеломительный успех: он дает с аншлагами двадцать концертов. И это в то время, когда знаменитый Шаляпин, к примеру, смог дать только два.
Вот что писала об этом отрезке его жизни одна из знакомых певца — Н. Ильина: «Ни дома, ни женской заботы. Ежевечерние выступления. Бессонные ночи. Романы. Курение. Алкоголь. Пить этот человек умел: подвыпившим я его видела, пьяным — никогда. Позже, когда Вертинский женился, ему пришлось, зарабатывая на семью, петь уже в двух местах: кончив работу в одном из кабаре французской концессии, в третьем часу ночи он отправлялся в ночной клуб «Роз-Мари» на Ханьчжоу-роуд, открытый до утра».

1936 "Над розовым морем вставала луна... " (Над розовым морем) Иванов. Г. Вертинский А.





Это сообщение отредактировал Иероним - 08-08-2009 - 18:00

Страницы: [1]

Шансон | Барды | Авторская Песня -> Александр Вертинский





Проститутки Киева | индивидуалки Москвы | Эротический массаж в Москве | Проститутки-индивидуалки Москва